
В 2025 году одной из самых болезненных тем для ИТ-сектора продолжает оставаться высокая ставка Центробанка. Глядя на планы внедрения и модернизации, собственники бизнеса спрашивают себя, стоит ли прибегать к помощи интегратора или попытаться решить вопрос самостоятельно, избежав дополнительной пары нулей в конечном чеке. Сегодня разберемся, когда системная интеграция действительно нужна, а в каких случаях от нее можно отказаться.
Размер имеет значение
Речь, конечно, о размере компании и ее ИТ-инфраструктуре. Для небольших предприятий потребность в продуктовых решениях и их количестве будет существенно отличаться от запросов коммерческих гигантов.
Часто об интеграции задумываются малые бизнесы, ищущие способы оптимизировать затраты за счет решений, рассчитанных на гораздо более масштабные организации. Реальный пример из нашей практики: клиент хочет внедрить CRM на предприятие в 30 человек, чтобы решить проблему с путаницей в заказах, хотя его реальные потребности закрывает «1С:Склад». Для такой задачи не нужно привлекать интегратора. Но когда речь идет о настройке видеонаблюдения с аналитикой — например, чтобы отслеживать заедание конвейерной ленты на заводе, где не один, а 5–10 цехов, — без помощи интегратора уже не обойтись.
Модный приговор
Не в последнюю очередь желание обновиться диктует маркетинг и давление конкурентов. Убеждение, что все популярные решения непременно улучшат показатели, на деле разбивается о реальность: интегрируемые продукты призваны лишь облегчить и оптимизировать имеющиеся бизнес-процессы, а не создать новые или, тем более, взять из воздуха проценты недостающей эффективности.
У клиентов также есть желание выделиться среди конкурентов за счет новых технологий, но цена такого маркетинга будет неоправданно высокой: срок окупаемости продуктов исчисляется годами. Интегратор может пойти навстречу заказчику и внедрить выбранные решения, но перед этим четко обозначит, что клиент мог бы обойтись более подходящими для масштабов его инфраструктуры вариантами.
«Доктор, что у меня?»
После введения санкций интеграторы взяли на себя роль сначала службы поддержки для пользователей зарубежных решений, а затем — проводников в мир импортозамещения, ставшего обязательным для большинства предприятий страны. Именно интеграторы собирали обратную связь в процессе внедрения и доносили проблемы до разработчиков и поставщиков, формируя тот ИТ-ландшафт, который мы знаем сегодня.
Благодаря такому специфичному пути отечественные интеграторы научились собирать работающие системы, жонглируя мультивендорными решениями и понимая, что и как нужно «подружить», чтобы система работала и закрывала все потребности бизнеса. Для средних и крупных компаний это особенно актуально, так как там приходится сочетать не одно-два решения, а десятки продуктов. Таким компаниям интегратор сэкономит много времени и денег, предложив системы и комбинации, которые точно работают, — опираясь на собственный опыт и ручаясь за результат.
Те же интеграторы могут отговорить малый и микробизнес от ненужных вложений, предложив адекватные аналоги для их сегмента и масштаба. Впрочем, не каждый системный интегратор окажется добросовестным и будет заботиться о бюджете клиента.
Жадность — не порок?
Если заглянуть в Технологическую карту российского ПО — выжимку аналитических данных «Мониторинга технологий», — можно увидеть любопытные цифры:
- более 17% компаний полностью заместили свое ПО;
- 73% респондентов ведут активные проекты импортозамещения;
- 43% компаний не определились с выбором решений.
Целых 43%, а это почти половина всех бизнесов страны, не готовы довериться какому-либо продукту и озвучивают свои опасения вполне конкретно: боятся переплатить. Ценовой дисбаланс, необоснованный рост цен, отсутствие прозрачности — известные проблемы ИТ-рынка, за которые ответственны сами его участники.
Вопрос стал настолько острым, что Совет по интеграции АПКИТ в 2025 году планирует разработать методологию формирования индекса цен на услуги по внедрению и сопровождению ПО. На этот раз все серьезно: подход закрепят на законодательном уровне под контролем Федеральной антимонопольной службы.
Внимание контролирующих органов, включая Счетную палату, направлено не только на стоимость предложений поставщиков, но и на значительные расхождения в ценах из-за индивидуальных скидок. Это можно интерпретировать не столько как адаптивную стратегию продаж, сколько как неравное отношение к тем, кому скидка не была предоставлена.
Интеграторы признают проблему, но отмечают, что процесс ИТ-импортозамещения еще продолжается, а вмешательство в ценообразование может поставить под угрозу уже осуществленные и планируемые инвестиции. Риски можно снизить за счет добровольного регулирования цен внутри отрасли вместо государственного, дополняя это тарифными и бонусными стратегиями самих компаний.
Предложения по регулированию продолжают поступать, цены пока скачут, а клиентам приходится принимать решения уже сейчас. Единственный способ обезопасить себя для заказчиков — мониторинг исполнителей с опорой на репутацию, отзывы и портфолио выполненных проектов.
Подводя итоги
Всегда ли привлечение интегратора — это удорожание и без того дорогой модернизации? Зависит от масштабов предприятия. Крупным компаниям интегратор сэкономит время на подбор, тестирование и попытки «подружить» инфраструктуру с новыми решениями. Не говоря уже о деньгах, которые уйдут впустую, если продукт выбран неправильно.
Однако некорректно утверждать, что интеграция нужна всем. Малый и микробизнес может справиться с масштабированием самостоятельно, проанализировав свои потребности, — это выйдет дешевле, чем привлечение системного интегратора.
Не уверены, нужна ли вам интеграция?
Воспользуйтесь нашей консультацией и получите персонализированные рекомендации по продуктам и решениям!