В правительстве планируют разработку нового Кодекса, объединяющего в себе и приводящий к единой непротиворечивой форме все законодательство об ИТ
Уже не первый год мысль упорядочить законодательство, касающееся сферы ИКТ, витает в воздухе, но формироваться в конкретный план она начала сейчас, в 2023, когда за дело плотно взялось Минцифры. Ведомство, регулярно вынужденное работать с массой разрозненных нормативно-правовых актов, зачастую противоречащих друг другу, прямо высказывается о необходимости привести их к единому стандарту. Еще одним поводом унифицировать все законодательные нормы, касающиеся ИТ, выступает неизбежное устаревание данных в законе и излишняя бюрократизация некоторых процедур, от которых Цифровой Кодекс помог бы избавиться.
Сейчас в России действуют следующие законы, в большей или меньшей степени охватывающие сферу ИКТ:
- Закон «Об информации»
- Закон «О СМИ»
- Закон «О персональных данных»
- Закон «О естественных монополиях»
- Закон «О безопасности КИИ»
- Закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Все они так или иначе пересекаются с отраслью телекома, ответственной за передачу информации аппаратными способами. Каждый из них на данный момент требует наличия довольно специфических лицензий, дающих право на осуществление одного конкретного типа деятельности (телевещание, междугородняя связь, т.д.), но при этом регулируемого всеми этими законами сразу. Помимо колоссальности всей этой правовой базы, с которой необходимо постоянно сверяться, значительная часть информации там уже устарела, а другая, напротив, не отражена вовсе, не поспевая за технологическим прогрессом.
Благодаря развитию и широкой популярности интернета, часть услуг и сервисов пересекается, взаимозаменяется и смешивается в своем функционале, затрудняя как сами попытки законодательного определения, так и попытки контроля. Наконец, постоянное бессистемное и непредсказуемое изменение всех указанных выше НПА не дает отрасли адекватно адаптироваться и выработать стабильную модель поведения, не противоречащую никакому из этих законов.
Сейчас в попытке хоть как-то осуществлять контроль за соответствием цифровой инфраструктуры нормам закона, полномочия надзирающих органов раздаются “налево и направо”: Роскомнадзор нарастил свои регулятивные полномочия до почти двухсот единиц, но даже этого недостаточно, так что часть из них делегируется подведомственным учреждениям, раздувая и без того напряженный госаппарат.
Плюс, за неимением лучшей альтернативы, часть обязательных контрольных функций возлагают на операторов связи, зачастую обязывая их следить за смежными отраслями, влиять на которые, при этом, у них нет возможности - например, осуществлять блокировки в интернете. И если с хранением информации на серверах операторы, не без помощи интеграторов, разобрались, то с остальными вопросами решения все еще неочевидны.
В такой ситуации решение создать Цифровой Кодекс, который бы упорядочил все нормы, актуализировал законодательство в отрасли ИТ и разгрузил регуляторов все ожидают как манны небесной. Этот документ, сейчас пока существующий в виде проекта от Минцифры, позволил бы сформулировать единые принципы регулирования отношений в сфере связи и ИКТ; создать единообразный понятийный аппарат, унифицировать используемые отраслевым законодательством правовые институты; устранить пробелы, коллизии, повторения и другие недостатки отраслевого регулирования; обеспечить комплексное регулирование таких сфер, как облачные технологии, большие данные, искусственный интеллект, электронный документооборот и др.
Интеграторы и участники отрасли с интересом наблюдают за этой инициативой, способной упростить и структурировать внедрение технических решений и ПО, надеясь на более удобную и простую работу с законом. Мы будем следить за развитием этого вопроса в дальнейших материалах.