Перевод инфраструктуры ВКС на решения отечественного рынка, совместимые с имеющимся оборудованием.
Актуальные новостные сводки продолжают «радовать» новостями об очередных производителях и вендорах, покидающих рынок – временно или окончательно. Однако независимо от того, вернуться ли бренды в будущем, отечественный рынок стоит перед необходимостью переключаться на замещающие продукты уже сейчас, для того чтобы продолжать функционировать. «Выход» из РФ некоторых продуктов был настолько молниеносным, что адаптироваться к нему просто не было времени: за сутки аккаунты российских пользователей отключили сервисы Cisco и Polycom, оставив пользователей решений видеоконференцсвязи этих вендоров в неопределенности – как пользоваться уже купленными продуктами (ПО, оборудованием и сервисами) и что делать в дальнейшем.
Представители от российского рынка – марка ВКС Vinteo, уже более 20 лет занимающая достойные позиции в отрасли видеоконференцсвязи и непосредственно работающими с иностранными решениями, предлагает ряд рекомендаций по сохранению работоспособности инфраструктуры ВКС в сложившейся ситуации.
На сегодняшний день ситуация с данными брендами выглядит следующим образом:
Cisco, вместе с продуктом предоставляющая и сервис Smart Account, через который пользователем осуществляется управление всеми приобретенными решениями, более не предоставляет российским пользователям доступ к нему. Это значит, что регистрировать покупки, управлять лицензиями, продлять сервисы и т.д. более невозможно с момента введения санкций. Пользователям продуктов с ключами Smart Account нужно заблокировать для него доступ к ресурсу tools.cisco.com переводом в grace period, во время которого подобрать подходящий отечественный аналог для перехода.
Polycom закрыла возможность купить или продлить лицензии программного обеспечения, а также не предоставляют доступ к сервисной поддержке. Представители компании не дают комментариев, что будет с действующими лицензиями Clariti, которые требуют доступ к облачному серверу лицензирования Polycom, однако можно полагать, что лицензии, открытые на физических серверах без обязательного доступа к облачному серверу лицензирования, продолжат свою работу, хотя сервисная поддержка и апгрейд программного обеспечения будут недоступны.
Что стоит сделать прямо сейчас:
Поскольку предсказать срок действия санкций сейчас проблематично, ориентироваться стоит на самый пессимистичный подход: отзывы лицензий, ключей, опций, недоступность техподдержки, отказы зарубежного оборудования. Очевидно, что последствием такого расклада будут проблемы с функционированием и целостностью сетей связи, поэтому поиск решений для миграции откладывать не стоит.
Для пользователей оборудования Cisco и Polycom лучшим решением будет перевод его на grace period – т.е. такой промежуток «льготного» времени, в котором владелец продукта еще не потерял на него право, так как срок лицензии еще не подошел к концу и решение продолжает работать до установленного момента оплаты. Обычно такой «период отсрочки оплаты» варьируется от 30 до 90 дней в зависимости от производителя. За это время владельцу ПО с истекающей лицензией стоит постараться и провести миграцию на аналог до того, как льготный период кончится и системы откажутся работать.
Чем можно заменить зарубежные решения:
Видеоконференц-связь, обеспечиваемая на профессиональном уровне, т.е., обладающая достаточной защитой и надежностью соединения, явление достаточно редкое: во всем мире насчитывается не более десятка разработчиков таких технологически сложных продуктов, и далеко не каждое российское решение видеосвязи способно их заменить в таком же объеме.
Полноценных отечественных платформ видеоконференц-связи подобного уровня не так уж много -большинство представленных на рынке относятся к упрощенному классу веб-конференций, используют сервера MUX (SFU) и несовместимы с решениями telepresence, что приводит к неутешительному выводу о невозможности легкой замены решений – так как более простые решения технически не могут работать в формате веб-конференции и выполнять другие привычные «telepresence-профи» функции. Например, решения уровня веб-конференций способны обеспечить небольшим предприятиям достаточный функционал – они подойдут для системы на 50 абонентов в одноуровневой сети и на широких каналах связи, с возможностью пользоваться мессенджером, совместно работать над документами и прочими прикладными инструментами, однако не смогут похвастать высокой степенью защиты и не подойдут более крупным игрокам.
Решение ВКС класса telepresence, помимо перечисленных параметров, «закроет» и более серьезные задачи – если требуется организация одновременной работы системы ВКС на 100 и более вызовов, при этом абоненты находятся в разных географических точках, используют реальные каналы связи (в том числе спутниковые), подключаются с нескольких типов оборудования (аппаратных терминалов, ПК, личных гаджетов). Также системы telepresence эффективны, если нужно использовать уже существующую сетевую инфраструктуру из специализированных устройств видеосвязи различных зарубежных производителей – как правило, это «зоопарк» из продуктов Cisco, Polycom, Avaya, LifeSize и др.
Сегодня подходящая замена класса telepresence – это продукты компании Vinteo, специализирующихся на бесшовном переходе с иностранных решений telepresence на свои аналоги без замены имеющегося оборудования и с соблюдением всех требований российского законодательства по импортозамещению. Протокольная и функциональная совместимость решений Vinteo с оборудованием ВКС иностранных обеспечивается в более чем 95% случаев, в том числе с устаревшими устройствами.
Таким образом, при должном подходе отечественные компании могут уже сейчас минимизировать эксплуатационные проблемы и обеспечить оперативную поддержку технических специалистов, а в дальнейшем – гарантировать масштабирование систем и совершенствование разработок без привязки к политической ситуации.