Рассматриваем причины и перспективы грядущих изменений в 44-ФЗ
С чего началось и к чему пришло
Новые веяния на техническом поле пришли с неожиданной стороны - в своем октябрьском письме президенту Дмитрий Чернышенко, вице-премьер, выделил срочную необходимость в переработке имеющегося законодательства о закупках. Озарение случилось не на пустом месте - хотя многие компании на рынке уже не раз обращали внимание на неудобство отдельных положений 44-ФЗ, только взяв под свое крыло проект “Гостех” и упершись в фактически те же проблемы, вице-премьер призвал государственную машину, наконец, зашевелиться с корректурой.
Речь идет о поправках в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые добавили бы способы ускоренной и упрощенной закупки ИТ-решений из каталога. Делается это, конечно, в первую очередь для облегчения внедрения решений самого “Гостеха”, однако положительно скажется на всей отрасли в целом - если, конечно, закон будет успешно принят во всех чтениях.
О том, что закону в новом виде все же быть, говорит ряд совещаний, проведенных в начале ноября и продолжающихся с периодичностью до сих пор - после поручения президента, Минцифры, Минфин и Минэкономразвития, совместно с другими заинтересованными министерствами, включились в работу по законотворческому процессу. Столь бурный интерес к проекту вызван другим, менее афишируемым фактом - измененный законопроект призван обеспечить простоту закупок в первую очередь через государственную платформу, находящуюся в активной разработке - “Госмаркет”.
Сам директор “Гостеха”, Василий Слышкин, объясняет, почему правки в контексте появления цифрового маркета так важны: сам «Госмаркет» как компонент «Гостеха» должен стать площадкой для выбора типовых ИТ-решений, необходимых ведомствам при построении информационных систем. Использовать их предполагается по модели «платишь за то, что используешь», покупая готовые модули и типовые продукты, но сейчас в 44-ФЗ процедура закупки по подобию интернет-магазина разрешена только для товаров, и она занимает 7 дней, а облачные услуги, к которым будут относиться товары “Гостеха”, сейчас в этот список не попадают, и для закупки по всем правилам уходит около двух месяцев. Если в закон, помимо физических товаров, добавятся еще и цифровые, облачные услуги, их тоже можно будет приобрести за 7 дней, что существенно упросило бы процесс внедрения и закупки.
И действительно, уже 30 ноября мир увидел утвержденное положение о двух федеральных госинформсистемах, связанных с “Гостехом” - “Управление единой цифровой платформой РФ ГосТех” и вышеупомянутый “Госмаркет”. В начале недели, 6 декабря, положение было опубликовано на сайте правительства, и, согласно его положениям, в силу вступит уже 1 января 2023 года.
Немного о Госмаркете
Важность новой платформы - “Госмаркета”, - не в последнюю очередь упирается в его претензию на монополию как техномаркета. По заявлениям разработчиков, он обеспечивает формирование и ведение каталога цифровых продуктов платформы “Гостех” и контроль соответствия цифрового продукта методическим рекомендациям. Рекомендации, конечно, выдает специальная комиссия, чтобы обеспечить независимость и беспристрастность оценки продуктов. Также платформа “Госмаркет” позволяет осуществлять поиск и предварительное ознакомление с функциональностью цифровых продуктов платформы “Гостех” для пользователей - предполагается, что “посмотреть и пощупать” продукт, его демо, описание и функционал можно заранее, а не брать его вслепую, на основе картинки. Казалось бы, естественная функция, давно освоенная интернет-магазинами, но настоящий прорыв вперед в плане клиентоориентированности и удобства для госструктур.
Там же предоставляется конструктор проектов технических заданий и шаблонов условий предоставления цифровых продуктов платформы “Гостех”, инструмент для подготовки технико-экономического обоснования создания, развития госинформсистем на платформе “Гостех”. Вдобавок система осуществляет контроль качества и объемов фактического потребления цифровых продуктов платформы и мониторинг их востребованности. Одним из заявленных плюсов является принцип повторного использования типовых программных компонентов госинформсистем и цифровых продуктов из каталога “Гостеха”. Среди принципов также указана технологическая независимость - то есть все, появляющееся на платформе, должно соответствовать требованиям импортозамещения.
Проще говоря, эти две платформы теперь официально связаны между собой не только назначением, но и законом.
Что это значит для нас?
В первую очередь, это возможность быстрее закупать цифровые услуги, что существенно ускоряет переход, к примеру, на импортозамещающие продукты и скорость интеграции комплексных решений. Теперь, заказывая у интегратора возведение ЦОД, не придется растягивать закупку на долгие месяцы, так как большую часть необходимого оснащения будет возможно приобрести по ускоренной методе. Во-вторых, масса отечественных производителей ПО, включая основанные на облачных технологиях, получит возможность загрузить свои детища на общий маркет, что подстегивает отечественный ИТ- и стартап-рынок к дальнейшему развитию, так как теперь продукты от молодых разработчиков будут виднее конечному потребителю. И, наконец, эти изменения подчеркивают очевидное намерение государства взять полный контроль над жизненно важными отраслями, от которых зависит функционирование страны и ее безопасность, что в более глобальном масштабе означает пристальное внимание к нуждам этой отрасли и ее спонсирование и дальнейшую разработку. Оба проекта находятся под крылышком Минцифры, так что можно рассчитывать и на доработки до удобоваримого интерфейса, и регулярные обновления.