Импортозамещение ПО: рассматриваем самые вероятные варианты развития отрасли

29.09.2022

Три возможных сценария для отрасли отечественного программного обеспечения – оцениваем, на что стоит надеяться и чего опасаться.

Следите за актуальными новостями в нашем Telegram-канале

За полгода тема импортозамещения стала болезненно актуальной, особенно для госсектора. Специалисты недоумевают, как наладить вставшие процессы, когда купить и продлить лицензии от зарубежных вендоров больше не представляется возможным.

Проблемы есть и с реализацией отечественного программного продукта – внешние рынки для него теперь закрыты, а внутренние переходить на народное ПО не торопятся. Разумеется, этому есть весомое объяснение – большинство учреждений потратили годы на то, чтобы заточить свои предприятия на работу с определенным ПО и оборудованием, где все системы старательно подогнаны под требования друг друга.

Вдобавок, сами участники процессов видят их реализацию совершенно по-разному: хотя регуляторы и творцы законов считают, что открытые ниши на рынке требуют заполнения и всячески подталкивают других участников процесса к их освоению, сами эти участники, - производители и потребители, - затею видят разорительной, а ее результат весьма неопределенным. Учитывая все эти факторы, мы предположили разные варианты развития событий.

 

Оптимистичный взгляд - грядущая независимость от импорта

Старт процессу импортозамещения был дан еще в 2014 году, однако тогда мало кто мог предположить значимость этих инициатив в перспективе нескольких лет. Само собой, ни одна страна сейчас полной технологической независимостью не обладает, хотя некоторые к этому активно рвутся – например, Китай, - так как есть ограничения либо сырьевого характера, либо технологического. Это, с одной стороны, подталкивает к опыту первопроходцев в этой области, а с другой лишает возможности этот опыт у кого-то подсмотреть, избежав ошибок и взяв на вооружение удачные решения. Независимо от темпа перехода, к 2024 году должно быть замещено отечественными разработками до 90% решений, который сейчас едва ли пересек черту в 50%, но активно наверстывает с помощью государственных вливаний – к примеру, перечень отечественных продуктов, способных заменить КИИ, увеличился более чем в два раза. Не стоит забывать о 50% субсидировании со стороны государства. Фактически, сфера IT уже сейчас готова взять на себя основной перечень задач, а поставленной дате покажет себя еще лучше.

Однако, чтобы хороший замысел не споткнулся на полпути, важно, чтобы соблюдался ряд условий – адекватно оценивались сроки постановки и сдачи задач, рассчитываясь на минимум десяток лет, поток финансовой поддержки не останавливался, а у разработчиков решений была мотивация делать долгосрочные проекты,

Сами государственные структуры, конечно, начали плавно переводиться на российские решения еще давно, и их зацепило февральским кризисом меньше. Завязанный на ИТ бизнес, чувствует себя хуже – до последнего цепляется за западное ПО, отбивая хотя бы часть вложенных в него денег, и тем самым стреляет себе в ногу, так как чем дольше будет тянутся переход на импортозамещение, тем болезненнее фирме будет резкий переход после того, как иностранное ПО окончательно откажется работать, оставив компанию без защиты и привычного функционала. Прежде всего нужно озаботиться вопросом обеспечения общего бесперебойного функционирования предприятия в цифре, посмотрев в сторону отечественных ERP, а также решить вопрос с критически важными для бизнеса системами, начиная с CRM и заканчивая офисными приложениями. Заблаговременный подход к решению проблем возможного отключения от иностранного софта позволил решить множество проблем, в частности:

  1. Сформировать структуру субъектов КИИ и центров ГосСОПКА. Уход иностранных компаний нанес ущерб в некоторых отраслях, но не привел к глобальному, сиюминутному кризису и сбоям в функционировании.
  2. Прямая стимуляция отрасли. Это и разные налоговые послабления, и субсидирование, и появление региональных программ поддержки. Совокупность этих мер стимулирует рост рынка.
  3. Удержание специалистов в стране. Наиболее громкой мерой здесь стали отсрочки от службы в армии для программистов. Помимо этого, были созданы условия для переквалификации и системного обучения IT-специальностей на базе государственных университетов.

Деятельность государства подкреплена и работой бизнеса: многие компании мобилизовали свои ресурсы с целью занять появившиеся ниши. И здесь все движется по законам рынка: сначала самые ходовые инструменты, вроде офисного ПО или CRM-систем, затем менее важные, точечные и узконаправленные. Пока все необходимые для успешного перехода процессы идут активно и как по маслу – финансирование льется рекой, долгострои развиваются, ПО создается и внедряется. Сможет ли такая тенденция продержаться больше нескольких лет покажет время, однако все условия для успешного входа в светлую импортонезависимость сейчас есть. В идеальном раскладе, если рассматривать версию из экономики, где страна должна производить примерно 70% товаров, а 30% – закупать у разных поставщиков, то эти цифры вполне достижимы. Теперь поговорим о точке зрения с другого конца спектра.

 

Назад в каменный век? Мрачные оценки устойчивости отрасли

Многие специалисты вполне обоснованно привлекают внимание к проблеме отложенных последствий санкционного давления. Проблема комплексная и разнообразная:

  • во-первых, есть необходимость быстро затыкать опустевшие ниши замещающими продуктами мешает развитию уже имеющихся решений, вынужденно тормозя его перенаправлением внимания специалистов и средств на более насущные задачи;
  • во-вторых, недостаток конкуренции с большой вероятностью приведет к стагнации качества продуктов, выпускаемых ИТ-разработчиками, по методике «работает – и хватит, все равно купят». У нас, компании ВБК, это мнение вызывает сомнение, так как постоянный мониторинг Минцифры, ФТСЭК и других госорганов на предмет соответствия качества продукта требованиям актуальной повести безопасности и удобства управления вынуждает уже сейчас дорабатывать продукцию до стандартов.;
  • в-третьих, пик отказов старых соглашений, вероятно, стоит ждать весной 2023 года, и нет уверенности, что к этому моменту тестирование импортозамещающих решений при внедрении покажет хорошие результаты. Начинать замещение и притирку следовало еще с февраля или, на худой случай, сейчас - проработать резервные варианты, протестировать их как можно скорее и проводить миграцию на сервисы и решения, которые не вводят ограничения. В большинстве случаев полноценные аналоги найти сложно, но можно, но явно с потерей функциональности и немалыми финансовыми и временными затратами.

Кроме того, эксперты в области экономики высказали мнение, что ИТ-отрасль может столкнуться со стагнацией, так как уже сейчас есть условия для этого:

  1. Первая причина – отток специалистов за пределы страны, связанный с отсутствием у отрасли будущего ввиду недостатка технологий для развития и самих интересных проектов. Есть вероятность потерь «могов» не по экономическим или социальным причинам, а в силу отсутствия перспектив на национальном рынке труда, в то время как рынки зарубежные будут продолжать пестрить интересными стартапами.
  2. Вторая причина - системные сбои и ошибки. Понятие «критическое событие» рознится в зависимости от системы и отрасли, в которой она работает. Главный тренд здесь – систематичность таких ошибок, отсутствие оперативной реакции от поставщика ПО и затяжная нерешенность этих проблем. Да, они решаются, и достаточно активно, но будет ли усилий государства достаточно и как долго оно будет поддерживать финансовый интерес к этим направлениям – вопрос открытый.
  3. Третья причина – попытки удержаться за ускользнувших с рынка вендоров, «в серую» закупая технику, программное обеспечение без поддержки и т.д. Хотя понять бизнес можно, особенно с точки зрения экономической целесообразности, однако такие решения компаний сродни стреле в колене для индустрии – они полностью лишают ее шансов на успешное развитие и рост в самодостаточного игрока.

Все эти факторы не особо заметны по отдельности, что сказывается на заказчиках из всех секторов: не чувствуя острой опасности, они рискуют свариться, как приснопамятная лягушка в медленно закипающей воде. Выпадают-то все решения по одиночке из общего панно, однако в какой-то момент мало того, что выпадет существенный кусок, разом заменить который может не получиться, так еще и подходящих продуктов и свободных специалистов на рынке может уже не быть. Вдобавок, прекращение большинства лицензий может произойти одновременно, в момент окончания очередного года обслуживания, и десятки и сотни компаний, не спохватившихся вовремя, окажутся «на улице», в поисках замены, но оказывать ее стольким заказчикам одновременно будет никому не по силам. Это, в свою очередь, выльется в простои, убытки или даже закрытие некоторых компаний.
 

Вероятность негативного варианта развития событий может заметно вырасти в том случае, если будет нарушена связь между бизнесом и государством. Видимым выражением этого будет отказ от практики нулевых чтений и обсуждения готовящихся инициатив в ИТ-сфере с представителями рынка, минимизация разъяснительных мероприятий со стороны профильных регуляторов. При таком развитии событий велик риск, что государство злоупотребит своей регуляторной функций, и станет требовать от ИТ-отрасли невозможных темпов преобразования. Если не будет условий для качественной трансформации и адаптации, она формализуется, а это прямой путь в серый импорт и выдачу open source-решений за новый проприетарный продукт. При таком пути импортозамещения IT в России можно говорить о структурном кризисе, который откатит в нулевые не только области информационных технологий, но и всю экономику.

 

Реалистичный подход – сдержанный рост, избегание деградации отрасли

На данный момент ситуация выглядит не слишком плохо: с первым потрясением ИТ-отрасль справилась, с переменным успехом придерживаясь выработанной стратегии выживания и сейчас. Кто-то остался на зарубежном ПО и «переобувается» на российские решения постепенно, кто-то заранее закладывал риски ухода поставщиков (особенно госсектор) и сейчас старается расширятся и укреплять присутствие на рынке перед следующим кризисом.

Ожидать его следует в следующем году, а затем – уже через 3-5 лет. Такие сроки можно предсказать, примерно оценив положение дел – когда кончатся запасы и ресурсы, и потребуются дополнительные мощности для новых проектов, компании упрутся в «долгие» проблемы рынка – недостаток предложений и необходимость «подружить» технику и ПО.

Сейчас крупные организации имеют хороший запас по ресурсам, даже если брать в расчет облачные технологии – провайдеры на недостаток оборудования не жалуются. В свою очередь ПО, на текущих конфигурациях, без поддержки вендоров, может прожить пару лет в зависимости от своего типа. То есть технически текущему состоянию ИТ ничего не мешает продолжить стабильную работу.

Проблемы возникли именно с поставкой нового оборудования под новые проекты и активное расширение старых. Наш опыт сотрудничества с отечественными поставщиками в области ИБ показывает, что хорошие отечественные продукты можно найти почти в любом классе решений. Главное компетенция команды или помощь проверенного поставщика услуг. Многие классы решений ИБ можно не импортозамещать внутри компании из-за проблем с поставками оборудования, а приобретать как сервис - это экономия на инфраструктуре и компетенциях, что важно в любое время и в любой организации. Не закрыты потребности на отечественном рынке лишь по специфичным категориям решений – firewall management, защита контейнеров и т.д.

Следующий год для многих компаний станет своеобразным маркером успешности импортозамещения ИТ в России. Количество и качество разработанных до этого периода продуктов во многом покажут, насколько мы будем зависеть от серого импорта. Часть нагрузки, которая легла на отрасль, может быть нивелирована за счет использования решений с открытым исходным кодом в тех направлениях, где это уместно. В вопросе работы с open source важна честность, чтобы не возникало ситуаций, когда компания пытается выдавать открытый код за проприетарный. Сейчас, несмотря на санкции, нет нерешаемых задач, но есть риск, что может стать сложнее. Ограничения пока не снимаются, а параллельный импорт через другие страны тоже в какой-то момент может стать недоступным.

К моменту будущего кризиса, где выстрелят риски – через три-четыре года, - отрасль уже должна будет выработать значительное количество аналоговых решений, и вопрос будет к тому, как себя покажут их функциональность, юзабилити и адаптивность к задачам. Но однозначно в этом сценарии стоит держать в уме удорожание решений, как минимум в ближайшие годы, пока ассортимент отечественных предложений не расширится достаточно.

 

Подводя итог

Независимо от ожиданий участников отрасли, для сферы ИТ ситуация повернулась достаточно кардинально. Импортозамещаться российским ПО – долго, дорого и ресурсоемко, так как для успешного прохождения всех этапов требуется порядочно инвестиций, времени на адаптацию, разработку и внедрение. Судить о том, какой сценарий выстрелит в итоге, пока сложно – переменных много, начиная от того, как будут ладить регуляторы, госсектор и бизнес, зачастую имеющие разные взгляды по этому вопросу, и от того, не остановит ли государство свои вливания в отрасль в течение ближайших лет.

Другие новости

Это всё меняет! Positive Technologies запустит PT NGFW

20.11.2024 Positive Technologies запустит межсетевой экран нового поколения на площадке VK Stadium.

08.11.2024

Экспорт российского ПО: прогноз на устойчивый рост

Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) полагают, что к 2029 году доля экспортного потенциала российского нового общесистемного программного обеспечения достигнет 4%.

01.11.2024

В приоритете — отечественное производство. Госзакупки российских операционных систем и ПО выросли на 31%

С января по сентябрь 2024 года включительно был зафиксирован существенный рост госзакупок системного офисного ПО и операционных систем отечественного производства. В сравнении с 2023 годом, объём закупок вырос на 31,2%.

24.10.2024

Изменение правил аккредитации для IT-компаний: упрощение процедуры от Правительства РФ

Летом 2024 года Правительство РФ приняло ряд изменений, упрощающих получение аккредитации для IT-компаний. Ранее с подобным предложением выступало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры РФ).

17.10.2024

Рост российского рынка кибербезопасности обогнал мировой уровень

Эксперты Центра цифрового развития «ЦСР» опубликовали исследование «Прогноз развития рынка кибербезопасности в Российской Федерации на 2024-2028 годы» и оценили развитие рынка кибербезопасности в 2023 году.

10.10.2024

Дефицит российских серверов: значение и последствия

Под конец 2023 года тенденция нехватки отечественной техники стала настолько сильной, что внимание на нее обратили во всех инстанциях. Как с этим справляются власти и бизнес?

28.02.2024

“Акцент на качество”: субсидии для микроэлектроники

Государство смещает фокус внимания с количества импортозамещающих продуктов на их качество. Рекордный объем вливаний в отрасль в 2024 году.

22.02.2024

Импортозамещение: изменения закона и новые правила

Теперь власти смогут самостоятельно определять, что относить к субъектам КИИ

20.02.2024

Кибербезопасность. Тренды 2024

“Предупрежден — значит, вооружен”! Эта поговорка особенно актуальна, когда речь идет о тенденциях, которые могут повлиять на самочувствие компании (финансовое и кадровое). Вовремя оценив возможные угрозы и подстроившись под влияние тенденций рынка, м

16.02.2024

Государственная экономия: падение расходов на ИТ в 20%

Госкорпорации снизили свои траты на ИТ-закупки: за 2023 год потрачено на 20% меньше, чем за 2022. Будет ли тенденция к экономии нарастать?

12.02.2024

Обратная связь