Рассмотрение законопроекта о “принудительной легалицации” зарубежного программного обеспечения в Госдуме встретило массовое сопротивление представителей отрасли
Прелюбопытные дебаты продолжают идти вокруг правок в законопроект, прокравшийся в кулуары Госдумы еще в августе и все еще не увидевший света - по причинам вполне очевидным: своей непроработанности и спорности, вызывающих у всех участников закономерные вопросы к содержимому.
Речь идет о проекте федерального закона № 184016-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предусматривается судебный порядок предоставления российскому лицензиату принудительной лицензии в случаях, если правообладатель, являющийся иностранным лицом, связанным с иностранным государством и (или) международной организацией, совершающими в отношении Российской Федерации недружественные действия, осуществляет действия, приводящие к недоступности на территории Российской Федерации объекта авторских и смежных прав.
Столь длинное наименование, в сущности, сводится к одному: праву использовать пиратский софт и легализовать его применение на территории страны. Делается для того, чтобы закупленное оборудование и программное обеспечение от вендоров, покинувших РФ после начала спецоперации, не “встало колом”, что уже начинает происходить - ведь вместе с техникой зарубежные производители унесли в чемоданах и техподдержку, и обновления продуктов. Для тех, кто честно закупал и своевременно обновлял официальные лицензии, подобные односторонние разрывы отношений стали существенной проблемой, которую взялось решать государство. Разумеется, не в последнюю очередь потому, что само порядочно пострадало - учитывая тот факт, что около 70% всей экономики страны приходится именно на гос- и квазигоссектор.
Собственно, для поиска некого консенсуса было собрано заседание Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, на котором присутствовал сам автор законопроекта и все влиятельные ИТ-организации: АПКИТ, РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт» и НП ППП, непосредственно заинтересованные в адекватном решении вопроса. ИТ-бизнес выступил с презентацией, подробно объясняющей их позицию по документу. Вкратце ее можно свести к следующему: “Исходя из логики данного законопроекта можно предположить, что сегодня все пользователи ПО в России легальные и нужно дать им право оставаться такими. Однако средний уровень компьютерного пиратства, по оценкам НП ППП, составляет не менее 60% в корпоративном секторе, а в частном еще больше. Законопроект... имеет нацеленность на массовую выдачу индульгенций, легализующих тотальное компьютерное пиратство. В то же время он не даёт ответы на реальные проблемы, стоящие перед государством и индустрией — каким образом обеспечить получение обновлений и свежих версий недоступных в настоящее время программных продуктов?; как должна быть обеспечена информационная безопасность при применении программных продуктов по прямому назначению?; как не допустить удаленного управления и отключения ПО, приведения в негодность компьютеров, на которые оно устанавливается?».
В своих статьях мы регулярно привлекаем внимание к проблемам слабой киберзащиты рунета. В случае, если законопроект “выстрелит” в имеющемся или недоработанном виде, рынок и торрент-трекеры массово наводнят пиратские копии заграничного ПО, без сомнения, под завязку напичканного вирусами, что грозит парализовать работу как отдельных предприятий, так и целых секторов - особенно в случаях пользования специфичного ПО, достать которое иначе или импортозаместить пока не представляется возможным.
И это лишь одна из очевидных бед - намного хуже законопроект повлияет на сектор отечественного производства, буквально предлагая “выстрелить себе в ногу”. Поскольку на разработку независимых решений тратятся время, силы и бюджеты, конечный результат выходит недешевым, по крайней мере, пока не доходит до этапа достаточно обкатанности и массового запуска. В то же время “позаимствованное” программное обеспечение обойдется в разы дешевле, и для многих компаний, особенно среднего и мелкого звена, этот фактор будет выступать куда более значимым двигателем в принятии решения, что выбрать, чем абстрактное лучшее будущее, наполненное хорошим русским ПО.
Наконец, за столь очевидное нарушение авторских прав и лишения официальных производителей прибыли, высоки шансы ответных мер со стороны западных государств - например, полный отказ от закупки уже нашего, отечественного ПО, включая небезызвестные Лаборатории Касперского и другие известные наименования, составляющие немалую часть дохода госказны в налоговом эквиваленте.
По итогу совещания, где все представители ИТ-ассоциаций единогласно воспротивились введению законопроекта, сам его автор посчитал необходимым сузить круг применения данной инициативы другими областями, исключив из них ИТ-область. По итогам совещания также стали очевидны реальные потребности ИТ-отрасли и бизнеса, требующие широкого обсуждения, в связи с чем планируется назначить дополнительные встречи с ИТ-объединениями в целях совершенствования законодательства.
В последующих статьях мы будем рассматривать успехи на этом поприще, если таковые будут, а пока предлагаем владельцам, руководителям и активистам ИТ-компаний перейти на сайт АПКИТ и внести свои предложения по совершенствованию законодательства в ИТ-сфере, направив предложения на официальную почту: komlev@apkit.ru.