Подборка подводных камней из практики от уже успевших экстренно «пересесть» на аналоговые решения и пути их преодоления
Уже с начала марта рынок начал осознавать драматичность грядущих изменений и подстраиваться под них в меру сил и возможностей, заменяя ПО и решения их санкционно-устойчивыми аналогами. Как и всегда в суматохе, что-то в итоге идет не так, как надо, и сегодня мы рассмотрим самые частые неприятности, с которыми столкнулись те, кто пошел «импортозамещаться» в числе первых.
Все перечисленные нами ошибки, в основном, упираются в желание быстрее вернуться к привычным режимам работы и связаны с торопливостью, а значит, держа их в уме, можно избежать печальных последствий. Итак, в основном пострадавшие:
1. Берут новое решение «не глядя»
Первые «торопыги», особенно из числа тех учреждений, что сильно пострадали от остановки работы привычного ПО, зачастую, не пытались провести миграцию постепенно, а сосредотачивались на быстрой замене недостающего функционала. Вместо того, чтобы провести пилотные проекты, они запрашивали только документацию, что в итоге приводило к тому, что часть функций решения не интегрировалась успешно в их инфраструктуру, часть обещанного функционала отсутствует или будет поставляться по мере развития продукта, в перспективе нескольких лет, или уже постфактум понимают, что могли установить что-то более дешевое, но столь же эффективное, потратив больше времени на перебор вариантов.
2. Смотрят на похожий интерфейс
Один из понятных, очень человеческих «минусов» - желание сотрудников работать с тем оснащением, что имеет интерфейс, похожий на используемый ранее. Необходимость осваивать новое ПО – это дополнительный стресс для сотрудников, а вдобавок он еще и сказывается на скорости выполнения рабочих процессов, а сбавлять и без того замедлившиеся темпы многие предприятия не могут себе позволить. Между тем, визуальная схожесть и простота работы с таким ПО может иметь неприятную «побочку» - недостаточность функционала или худшие характеристики в сравнении с другими доступными аналогами.
3. Делают выбор на основании успешных кейсов
Каждый поставщик имеет в рукаве удачные проекты внедрения своих решений, и на вопрос «как работает» показывает, конечно, образцовые кейсы. Между тем, инфраструктура и рабочие задачи от предприятия к предприятию сильно разнятся, и адекватно оценить, как они себя покажут, можно только во время практического тестирования «на месте». Первые импортозамещающиеся уже прокомментировали, что им стоило раньше оценить качество техподдержки подрядчика и рассмотреть как замещаемый продукт поладит с их политикой безопасности, прежде чем внедрять его на предприятие.
4. Изучают продукт после установки
Большая часть проблем в освоении нового продукта начинается уже после его оплаты, когда специалисты на местах начинают в нем разбираться и задавать разнообразные вопросы. Именно тогда и всплывают проблемы с замедлением работы, тогда как намного логичнее привлекать специалистов к освоению продукта до того, как он будет установлен, чтобы они могли включаться в изучение еще на этапе согласования и внедрения.
5. Принимают решение в отрыве от производства
Зачастую требование обновления исходит от руководства, и там понимание подходящего продукта может отличаться от имеющегося у самих пользователей в отделах. Приказ «сверху» заменить отказавшее ПО, выполненный в отрыве от специалистов, зачастую кончается покупкой неподходящего решения, и вскрывается это уже по факту жалоб непосредственно столкнувшихся с этим работников.
6. Принимают решение на основе старых требований производства и данных
У кого-то переход на новые технологии и ПО был запланирован и безотносительно геополитических перетасовок, в рамках плановой модернизации. К сожалению, то, что было актуально полгода назад, сейчас может представлять из себя настоящее «решето» из уязвимостей или лишиться части функций, не подходить под требования новых ФЗ и нормативно-правовых актов. Подбирать ПО следует по целому ряду факторов, в том числе и очень актуальной сейчас частоте обновлений.
7. Оценивают продукт по количеству функций, а не по их востребованности
При переходе на новое ПО всегда есть соблазн взять «дорого-богато», заменив предыдущий продукт чем-то лучшим. Однако наличие большего количества функций, хотя и всегда сказывается на цене, далеко не всегда сказывается на практической эффективности решения – часть из них может не требоваться предприятию или не ладить с уже имеющимся оснащением. Высокие рейтинги и обилие разнообразных «финтифлюшек» может, в конечном итоге, не принести никакой пользы на деле, уже успев проделать дыру в бюджете.
8. Забывают о важных «побочках»
Мало просто поставить какой-то продукт, его необходимо еще и регулярно обновлять и поддерживать. Первопроходцы уже успели ощутить на себе проблемы, связанные с внезапным обнаружением брешей в связи с новыми угрозами от хактивистов, а так же необходимость подстраиваться под требования рынка, за которым продукт не всегда успевает. Активная поддержка продукта, возможность обсуждать состояние рынка с единомышленниками и навык разработчика прислушиваться к пожеланиям клиентов – это те факторы, которые дают продуктам преимущество в долгосрочной игре и помогают заказчикам в самом деле адаптироваться к продукту и поладить с ним в долгосрочной перспективе.
Для того, чтобы правильно подойти к вопросу замены ПО, лучше доверить этот процесс профессионалам – например, оставив заявку на бесплатную консультацию в форме обратной связи.