Оцениваем текущее состояние рынка коммерческих ЦОД, взвешиваем рациональность возведения собственного
Мы уже знакомили читателей с материалом, помогающим оценить необходимость или отсутствие таковой для постройки собственного центра обработки данных полгода назад. За это время ситуация в мире и стране изменилась драматически, и мы возвращаемся с актуальными данными и рекомендациями по этому вопросу.
Что с коммерческими ЦОДами?
Еще в 2021 году коммерческие ЦОДы показывали стремительный рост на фоне выраженного спроса – пандемия вынудила тысячи компаний спешно искать дополнительные мощности для поддержки безостановочной и, теперь, преимущественно удаленной работы. Уже тогда большинство компаний почувствовали, что спрос заметно превышает предложение – даже упаковывая все в облачные сервисы, места для данных компаний по-прежнему было недостаточно. Сейчас, несмотря на прошедшее время, ситуация не улучшилась: хотя в 2022 году ожидается ввод не менее 3100 новых стойко-мест, и общее количество введенных стойко-мест составит, как минимум 55,7 тыс, это не слишком исправит ситуацию. В 2021 году многие вводы были перенесены на более поздний срок, и прирост предложения составил лишь 8,5%. Если все заявленные в 2022 году новые вводы состоятся, рынок сумеет вырасти на 13% и достигнет 59,5 тыс. стойко-мест, но технические и экономические сложности, возникшие с февраля 2022, могут снова отодвинуть часть новых вводов. А для нас это значит, что полагаться на арендные мощности становится все менее выгодно – не факт, что место будет, а растущий уровень цифровизации экономики требует существенно большего количества мощностей.
Стоит ли возводить свой ЦОД в 2022?
Если говорить о рационально напрашивающемся ответе на этот вопрос – не стоит. Цены На оборудование и возведение подходящей инфраструктуры высокие, а сроки, за которые такое решение окупится, напротив, низкие. Однако объективная реальность такова, что не возводить ЦОД, если вы содержите предприятие среднего/крупного бизнеса или относитесь к госсектору, невозможно – в связи с требованиями законодательства,
Новые коммерческие ЦОДы на базе проверенного временем оборудования от мировых брендов возводиться на легальных основаниях уже не будут – разве что по технологии параллельного импорта, но с идущей в комплекте проблемой отсутствия гарантии и отсутствия должных защит, гарантируемых легальным программным обеспечением и свежими обновлениями от обнаруженных уязвимостей. В условиях регулярных хакерских атак это не просто информация, которую стоит иметь в виду – это реальная опасность безвозвратной потери данных или их утечек. В старых коммерческих ЦОДах же со временем закончится место, что уже обозначалось в предыдущем разделе, а ЦОДы, возводимые на новых серверах отечественной разработки, пока не могут гарантировать должных объемов или безопасности.
Основным двигателем в сторону вынужденной постройки собственного центра обработки данных выступает законодательное давление. Согласно ряду законов и нормативно-правовых актов, которые мы подробно разбирали в статье о ГосСОПКА, обязанность по сохранению информации и ее защиты ложится на плечи непосредственно самих учреждений и бизнеса, с последствиями по неисполнению в виде штрафов и уголовного наказания в случае допуска утечек из предприятий критической инфраструктуры – то есть, почти всех государственных предприятий вообще и большей части крупного бизнеса.
Так как гарантировать защиту коммерческий ЦОД в должной мере больше не может, а подставлять себя под гильотину законодательства ни один руководитель в здравом уме не будет, создание собственного небольшого ЦОДа или серверной становится единственным внятным ответом на имеющуюся сейчас ситуацию. Поскольку уследить за тем, как обращаются с данными и их защитой в коммерческих ЦОДах сложно, а на своем предприятии есть и определенные политики безопасности, возможность обучить сотрудников правильному поведению и перекрыть физический доступ в серверную, это более безопасный с точки зрения последствий вариант. Вдобавок, это оставляет средства «внутри фирмы», так как они уходят не на аренду, а на физическое владение техникой, которую в дальнейшем можно продать и вернуть часть затраченного.
Не стоит забывать и о том, что места в дата-центрах ограничены, и с течением времени, когда компании потребуется дополнительное место, нет гарантий, что такому центру будет что предложить – недостаток мест, как мы уже говорили, наблюдается еще с прошлого года, а в случае чего уносить свои данные придется «в пустоту». Исходя из этого, собственный ЦОД возводить пусть и не выгодно, но необходимо, чтобы выжить в изменчивых условиях нынешней реальности ИТ-отрасли.