Обзор нашумевшего заявления, его причины, возможные последствия и мнения.
Повод для паники?
В последние дни сентября ИТ-сообщество потрясла новость о возможном запрете параллельного импорта уже этой зимой - в январе 2024 года. Поводом стало заявление старшего вице-президента по ИТ «Ростелекома» Кирилла Меньшова - фигуры, вращающейся в высоких кругах и имеющей там определенный вес. Цитата, вызвавшая резонанс, звучала достаточно категорично: «Российские технологии становятся все более доступны. В следующем году параллельный импорт будет закрыт, и тем, кто не хотел импортозамещаться, будет либо контрабанда, либо импортозамещение, надо это четко понимать». Мотив такой убежденности - большие объемы субсидий для производителей и разработчиков. Деньги, вливаемые в отрасль, как полагает Меньшов, уже помогли ей стать самодостаточной для обеспечения всей страны техникой, а значит и потребности в ПИ больше нет. Однако думает ли так же само ИТ-сообщество и государство?
Факты, действующие нормы и выигрывающие от ситуации стороны
Несмотря на волнующееся сообщество, объективных изменений в законе или проектах не наблюдается: поправок не вносится, новых проектов на рассмотрение не добавляется, старые не отменяются. По факту, продолжает действовать режим субсидий, а ответственные лица только подтверждают, что “все идет по плану”. Так, например, вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в мае 2023 уточнил, что режим параллельного импорта будет продлен и в 2024 году, в интервью ТАСС дав четкую формулировку, не предполагающую паники: «По тем группам товаров и по той номенклатуре, в которой будет сохраняться потребность в насыщении рынка». Откуда же тогда берут пищу разговоры о запрете ПИ?
Если посмотреть на все те же инициативы Минпромторга, еще в феврале 2023 шла речь об увеличении максимального годичного размера субсидий для разработчиков и производителей электроники почти в три раза, а кроме того, позволить им продлевать сроки разработки и производства электроники в случае невозможности обеспечить выпуск компонентов для нее на зарубежных фабриках. А уже в июне 2023 эти же производители и разработчики, попадающие под субсидии и имевшие возможность нарастить производство, попытались закрепить успех и предложили Минпромторгу сократить список брендов для параллельного импорта.
Кому нужна такая инициатива?
Насколько применимы к реальности убеждения Кирилла Меньшова вопрос открытый. Задействованные в отрасли понимают, что возможности производителей, даже со всеми возможными субсидиями, просто не покроют спрос. Техника нужна и в госсекторе, и образовательным учреждениям, и здравоохранению, и предпринимателям, не говоря уже на спросе у обычных граждан. Для закрытия нужд такого огромного сегмента нужны не десятки, а сотни производств, оборудованных на том же уровне и в той же масштабности, что уже устоявшиеся отечественные гиганты, многие из которых начали свой путь к вершине много лет назад, в совсем иных экономических и конкурентных условиях.
Стоит также держать в уме, что именно такие компании и выступают с лоббированием инициатив по ограничению параллельного импорта. Такие крупные игроки как Yadro, «Аквариус», Kraftway и ряд других производителей, напрямую заинтересованный в увеличении собственных продаж, настаивают на ограничении поставок техники компаний Acer, Asus, Basler, Delta Electronics, HPE, MSI, Quanta, Palit, Palo Alto Networks и Schnider Electric и т.д. Несомненно, подобный ход повысил бы востребованность и без того узнаваемых российских брендов, но в силу ограниченных возможностей по выпуску техники, без иностранных конкурентов на полках, рынок довольно быстро пришел бы к дефициту. Что, в свою очередь, неминуемо привело бы к повышению цен, в том числе для основного потребителя - госаппарата. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники тоже не видит в затее плюсов, отмечая, что это однозначно приведет к удорожанию оборудования и услуг ИТ-компаний. На данный момент похоже, что компании-разработчики, понимая, как встревожен и испуган последние годы рынок ИТ, просто надеются громкими заявлениями простимулировать покупки собственной техники, намекая не некие властные инициативы, но не пытаясь подкрепить их фактами.
Подводя итог
Стоит ли ожидать полного запрета ПИ в ближайшее время? Маловероятно. Подобное решение для государства, вопреки высказываниям отдельных представителей, все равно, что стрелять себе в ногу - так лишь вырастет контрабанда, а с нее доход в бюджет в виде налоговых отчислений уже не поступит. Тем не менее, некоторые ограничения все же могут ввести - например, чтобы задобрить заинтересованных лиц, власти могут сократить список официально дозволенных к ввозу брендов, чтобы простимулировать покупку отечественной техники. Наиболее вероятная схема в таком случае - наращивание “серого” импорта в сегменте малого и среднего ритейла, куда могут обратиться предприниматели и физлица, но не могут зайти потребители, связанные с государством, как раз и составляющие российским производителям основную кассу. Тем не менее, куда бы в итоге не подул ветер, стоит подстелить соломки своему предприятию - если вы планировали заняться закупкой техники, стоит озадачиться этим вопросом до конца 2024 года, с чем всегда готовы помочь наши специалисты.